РЕЗОЛЮЦИЯ
международной научно-практической конференции с участием руководителей и специалистов, осуществляющих комплексное сопровождение лиц с нарушенным слухом
«Сурдопедагогика современности союз профессионалов науки и практики»
25 26 апреля 2019 года в г. Самара прошла международная научно-практическая конференция «Сурдопедагогика современности союз профессионалов науки и практики». Конференция проводилась по инициативе Министерства образования и науки Самарской области, Самарского управления Министерства образования и науки, а также Ассоциации сурдопедагогов, созданной на базе ГБОУ школы-интерната 117 им. Т.С. Зыковой.
Мероприятие прошло на базе школы-интерната 117 г. о. Самара, в которой учатся дети с нарушенным слухом, и Самарского социально-педагогического колледжа.
Открыли конференцию Сачко Юлия Михайловна - начальник отделаобразования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ и Халаева Вера Ивановна - руководитель Самарского управления Министерства образования и науки Самарской области.
В форуме приняли участие более 450 человек - представители всех образовательных округов Самарской области, 20 регионов Российской Федерации и стран Ближнего Зарубежья, в том числе представители Казахстана, Белоруссии, Республики Мордовия, Чувашской республики, Республики Марий Эл, городов Ульяновска, Бугульмы, Воронежа, Коврова, Пензы, Владивостока, Вологодской и Саратовской областей.
Среди участников конференции были не только сурдопедагоги, а также руководители и специалисты органов управления образованием, Министерств здравоохранения и социально-демографической политики Самарской области, преподаватели и студенты Самарского государственного социально-педагогического университета, родительской общественности (ВОРДИ Всероссийской организации родителей детей-инвалидов), Всероссийского общества глухих (ВОГ), инклюзивных общеобразовательных школ и средних профессиональных образовательных учреждений, а также представители средств массовой информации.
В рамках конференции были проведены: пленарное заседание, панельные дискуссии и методический семинар по реабилитации детей после кохлеарной имплантации, вручены удостоверения и свидетельства членам Ассоциации сурдопедагогов и награждены победители конкурса произносительных навыков «Самарская весна 2019», в котором приняли участие 376 глухих и слабослышащих детей из разных городов России, из Минска, Витебска, Уральска.
В ходе работы конференции были обсуждены приоритетные и перспективные направления развития сурдопедагоги в Российской Федерации и в Самарской области в соответствии с требованиями современной социально-экономической ситуации и изменившимися условиями образования, а также организационные вопросы по вступлению сурдопедагогов в Союз дефектологов РФ.
В первый день конференции большое внимание было уделено вопросу слухоречевой реабилитации детей после кохлеарной иплантации. Дети с нарушенным слухом, перенёсшие кохлеарную имплантацию, вызывают особое внимание сообщества сурдопедагогов. Это современный дорогостоящий метод слухопротезирования, требующий дальнейшей длительной реабилитации при поддержке учителей-дефектологов. Королёва Инна Васильевна - доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник СПб НИИ уха, горла, носа и речи, научный руководитель программы слухоречевой реабилитации Санкт-Петербургского детского городского сурдологического центра, член правления Российского общества сурдологов провела методический семинар и мастер-класс по данной теме для специалистов и родителей. После её выступления и обсуждения актуальных вопросов, связанных с реабилитацией детей после кохлеарной имплантации было принято решение о дальнейшем сотрудничестве.
На пленарном заседании были заслушаны и обсуждены доклады:
Сачко Ю.М., начальника отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства просвещения РФ, о государственной политике в сфере образования обучающихся с особыми образовательными потребностями;
Низовцевой О.О., директора учреждения дополнительного образования «Центр специального образования», о тенденциях развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Самарской области;
Соловьевой Т.А., директора «Института детства» МПГУ, заведующего кафедрой инклюзивного образования и сурдопедагогики, о новом подходе к управлению в сфере образования обучающихся с ОВЗ;
Королевой И.В., доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника СПб НИИ уха, горла, носа и речи, научный руководителя программы слухоречевой реабилитации Санкт-Петербургского детского городского сурдологического центра, члена правления Российского общества сурдологов, о междисциплинарном подходе к реабилитации детей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами.
Крюкова Г.В., члена Экспертного совета по специальному образованию при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, о консолидации общественных, профессиональных, образовательных, социальных и реабилитационных организаций в области образования лиц с ОВЗ;
Барановой И.А., директора школы-интерната 117 г. о. Самара о создании Совета руководителей образовательных организаций Самарской области, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Панельные дискуссии позволили участникам конференции познакомиться с опытом работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений Воронежа, Владивостока, Йошкар-Олы. Был представлен и проанализирован практический опыт организации образования детей и подростков с нарушенным слухом в образовательном пространстве РФ, обозначены профессиональные проблемы участников конференции и намечены пути их решения.
Обсуждались вопросы раннего выявления детской тугоухости и организации ранней помощи детям с нарушенным слухом; опыт взаимодействия университета и школы-интерната для обучающихся с ОВЗ в Воронежской области; опыт использования коррекционно-развивающих технологий для формирования средств речевого общения и познания окружающего мира у детей с нарушением слуха; опыт работы регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями Самарской области. Участники конференции познакомились с интегрированными уроками как одной из форм метапредметного подхода в обучении неслышащих школьников в Республике Марий Эл. Был представлен опыт деятельности психолого-педагогического консилиума как формы междисциплинарного взаимодействия в образовании школьников с нарушением слуха в специальной образовательной организации г. Владивостока.
Особое внимание было уделено вопросам организации внутрисистемного и межведомственного взаимодействия специалистов по организации обучения, воспитания и развития детей с нарушенным слухом, реализации инклюзивного образования детей с нарушенным слухом в общеобразовательных учреждениях, применении современных педагогических и специальных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушенным слухом; обеспечении персонального сопровождения выпускников с нарушенным слухом при получении ими профессионального образования и трудоустройстве.
Типикина И.А., старший преподаватель кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования СГСПУ представила модель регионального Ресурсного центра (РРЦ) по сопровождению инклюзивного образования детей с нарушенным слухом и слепоглухих, оказывающего поддержку детям, родителям и педагогам инклюзивных школ, созданный на базе ГБОУ школы-интерната 117 им. Т.С. Зыковой г. о. Самара.
Обсудив проблемы и перспективы развития специального (коррекционного) образования, обменявшись практическим педагогическим опытом и результатами деятельности участники конференции вносят следующие предложения:
Участники конференции заявили о готовности к сотрудничеству и объединению усилий по обеспечению детям с нарушенным слухом условий для получения общедоступного качественного образования в системе общего и специального образования.
25.04.2019
26.04.2019